«Патриотическое воспитание
средствами музейной педагогики» из опыта работы учителя истории Державинской
средней школы Поликарповой Ольги Владимировны
Выступление на семинаре ЦВР
октябрь2009г.
Важность изучения истории
своего села , краяв процессе воспитания
подрастающего поколениябыла осознана
еще в 19 веке.Недооценкапринижениеценности культурного наследия России , важности патриотического
воспитания недопустимы и сегодня. Не моя мысль : безпрошлогонет настоящего, без настоящего
не бывает будущего . Нельзя жить Иванами не помнящими родства, нельзяизучать историюРодиныв отрыве от истории родного края. Многим сегодня становитсяясно, что без возрождения исторического
сознания народаневозможно выйти из
кризисного состояния.. С родного домас
трудов отцов и детейи дедов на той
земле , где ты живешь , начинается чувство Родины.
В Державинской средней школе работаю
двадцатый годи все это время занимаюсь
с учениками изучением истории родного края. Музей в нашей школе работает восьмой
год. За это время силами учащихся и учителей собран богатый краеведческий
материал. При музее работает краеведческий кружок . В этом учебном году его
посещают в основном ученики 4- 6 класса.С этими ребятами на кружке изучаем историю своей семьи. Ребята ищут
ответы на такие вопросы:кем были мои
бабушка и дедушка , прабабушка и прадедушка, какой жизненный путь они прошли? В
изучение истории семьи особое вниманиеуделяется вкладув Победу 1945
года в тылу и на фронте. Интересный материал собран , когда рассматривали
вопрос «реликвии семьи», «самая старая вещь в моем доме» и др. Ребята рисовали
своих родственников , дом . Весь материал собирается в папку.
Большая работа по патриотическому воспитаниюпроводится при изученииВОВ , на примерах боевых и трудовых подвигов
наших земляков. В музее много интересных материалов периода ВОВ .Это
фотографии,грамоты , записи
воспоминаний ветерановбоевых и трудовых
подвигов наших земляков. Несколько лет идет переписка с бывшим учеником
Державинской школе периода Вов . Думник Павел Иванович был с матерью
эвакуированв наше село и учился в школе
с 1941 по 1944гг.. Павел Иванович присылаетнам газеты, фотографии , свои трудовые грамоты , воспоминания о времени
эвакуации.
С интересом ребята собрали материал о
участниках локальных войн, по материалам оформлен стенд в музее. Есть в музее
материал и о Герое России Марченко Антоне, по этим материалампроводились классные часы.
Музейноенаправление предусматриваети такую работу в школьном музее , как экскурсии.
Учащиеся экскурсоводы готовят и проводят экскурсии , используя материалы музея.
В течении учебного года проводятся экскурсии , посвященные истории села ,
школы,Московской битве , Сталинградской
битве ,снятию блокады Ленинграда .
По материалам школьного музея проводятсяклассные часы мероприятия,краеведческий материалиспользуется на уроках истории. Также на
уроках ребята получают задания с использованием краеведческого материала.
Ученики 9 класса , изучая коллективизацию писали сочинение « Коллективизацияв судьбе моей семьи». Самые интересные работы
находятся в музее.
Изучая историю родного краяможно добитьсяконкретных результатов в рамках программы по
патриотическому воспитанию подрастающего поколения и здесь можно
согласитьсяс Николаем Андреевичем
Крыжановским , в прошлом генерал – губернаторомОренбургской губернии, говорившемо том , что незнание собственного края не толькостранно , но и в государственном отношении
вредно.